Процесс валяния

Правильный выбор материалов и инструментов – это уже полдела, но нельзя забывать и о нюансах, присущих каждому виду валяния.

Валяние изделий по-мокрому начинается с правильной раскладки. На застеленную целлофаном или любой непромокаемой тканью укладывается пупырчатая пленка. Сверху на заготовку будущего изделия (иначе её можно назвать выкройкой) ровным слоем укладывается шерсть, накрывается сеткой, поливается мыльным раствором и постепенно уваливается – сначала поверхностными аккуратными движениями (чтобы дать возможность сцепиться шерстинкам), затем с большей силой. В процессе валяния изделие переворачивается, чтобы все стороны были тщательно проваляны. Существует правило «ста раз»: если каждый участок полотна потереть рукой сто раз, оно сваляется.

При раскладке необходимо помнить, что шерсть при уваливании уменьшается примерно на треть, поэтому заранее нужно позаботится о наличии большой рабочей поверхности и заготовке соответствующего размера.

Мокрое валяние – довольно энергозатратный процесс, поэтому при работе с большими объемами, например, при изготовлении одежды, очень помогает использование виброшлифовальной машинки.

Для достижения качественного результата, необходимо помнить о факторах, влияющих на уваливание шерсти. Необходимо найти удачный баланс этих факторов, а это возможно только практически.

Замедляют процесс валяния:

— низкая температура воды

— гладкая поверхность стола и инструментов

— небольшое количество пены

— слабые усилия

— большая тонина (толщина волоса)

— толщина слоя в раскладке

— декор из других волокон

— техника валяния «притирка» (движения при валянии только в горизонтальной плоскости, без сминания полотна)

Ускоряют процесс валяния:

— высокая температура воды

— использование инструментов с ребристоой поверхностью

— обилие пены

— активное физическое воздействие

— малая тонина (толщина волоса)

— отсутствие декора

— техника валяния «прачка» (активное трение во всех направлениях и кидание полотна)

У мокрого валяния есть множество вариаций. К шерсти можно приваливать различные фактуры – от просто красивых ниток и лоскутков до всяческих изысков наподобие непсов. Или даже заваливать в шерсть бусины или кабошоны, что создает дополнительный необычный эффект.

Кроме того, существует метод валяния первоначально связанных изделий. Изделие, связанное с учётом усадки, стирают в стиральной машине несколько циклов. В результате вещь уплотняется и уменьшается в размерах.


Сухое валяние применяют при создании объемных изделий или набивании декоративных элементов к уже готовым вещам.

Метод валяния по-сухому отличается от мокрого валяния, но смысл действий неизменен – необходимо уплотнить шерсть, придавая ей необходимую форму.

Работа в технике сухого валяния более длительная, но зато можно сотворить изделие практически любой формы, в том числе и на каркасе.

Важной особенностью, отличающей сухое валяние от мокрого, является то, что в этой технике шерсть с малой тониной уваливается дольше, чем с большой. Поэтому основу изделия лучше изготавливать из более грубой шерсти, а более тонкую использовать уже поверх основы.

Поскольку основным инструментом в этом случае является игла, важно правильно ей работать. Необходимо соблюдать технику безопасности, поскольку кончик иглы очень острый, как и зазубрины, расположенные на её рабочей поверхности. Держать иглу следует за верхнюю часть, чуть ниже изгиба ручки, а вводить и выводить строго вертикально поверхности детали. Но, если Вы все-таки ввели иглу в шерсть немного с наклоном, вынимайте её под тем же углом.

Иглы для валяния изготавливают из закалённой стали, поэтому они обладают достаточной прочностью и упругостью, но при этом место соединения рабочей поверхности с ручкой достаточно хрупкое. Поэтому не стоит пробовать иглу на излом и шевелить ей из стороны в сторону, когда она находится внутри изделия. Извлекать потом сломанный кончик достаточно проблематично и травмоопасно.

При работе с каркасными изделиями старайтесь не попадать иглой в каркас – это также может привести к поломке иглы.

Создавая объёмное изделие, например, игрушку, важно хорошо провалять сердцевину. Для этого на начальном этапе валяния иглу стоит вводить достаточно глубоко и, лишь когда в центре образуется плотный комок, можно уменьшать глубину введения иглы. При сжатии игрушка должна пружинить под пальцами и, после прекращения давления, восстанавливать свою форму. Изделие с непроваляной сердцевиной непрочное и недолговечное, поэтому сначала нужно хорошо уплотнить внутреннюю часть, а затем переходить к более поверхностным слоям. Таким образом, объём игрушки набирают постепенно – сначала удобно свалять основу игрушки, а затем корректировать форму и наращивать размер, добавляя шерсть в необходимые места.

Вообще, качественные валяные игрушки мягкие лишь на вид, а при нажатии – твёрдые и упругие.

Мелкие детали удобно валять на подложке. Это может быть как специальная щётка или коврик для валяния, так и обычная автомобильная губка. Конечно, губка отличается недолговечностью и при долгом использовании она разрушается, отставляя кусочки в изделии. Поэтому нужно вовремя заменять её на новую.

При работе с плоскими тонкими деталями, их следует постоянно переворачивать на подложке, чтобы провалять с обеих сторон. При этом иглу следует вводить неглубоко, только на толщину самой детали, иначе шерсть будет вылезать с другой стороны детали и лохматить её.

Особое внимание следует обратить на фурнитуру. Мелкие детали могут очень сильно влиять на восприятие Вашей работы. Неудачно подобранная фурнитура может испортить впечатление даже от самого замечательного изделия. Например, не стоит использовать для валяных игрушек пластиковые носы и глаза – это очень удешевляет вид изделия. Если нет возможности купить качественную фурнитуру, можно изготовить её самостоятельно или вовсе обойтись без неё, например, свалять прямо на игрушке.

Важную роль играет финишная обработка изделия, независимо от того, для каких целей оно предназначено. Этим пунктом нередко пренебрегают начинающие мастера, особенно, если дело касается игрушек.

Когда работа над игрушкой почти завершена, есть соблазн скорее завершить процесс. Но, если Вы потрудитесь над игрушкой еще немного, эти усилия не пройдут даром. Есть несколько вариантов финишной обработки игрушки:

— отшлифовать всю поверхность тонкой иглой частыми и неглубокими движениями до тех пор, пока вся игрушка не станет ровной и гладкой

— тщательно распушить поверхность обратной иглой и либо просто расчесать (при этом вычешется некоторое количество шерсти, но бояться этого не стоит – если игрушка сделана качественно, она не облысеет), либо коротко подстричь распушённую поверхность до бархатистой поверхности, либо подстричь под ноль.

Именно финишная обработка придает игрушке завершённость. Но делать её можно только на совершено готовом изделии.


Готовность изделия можно определить по нескольким признакам:

Во-первых, на поверхности готового войлока не должно быть видно отдельных шерстинок и их направления. Хороший войлок выглядит как однородное полотно, похожее на ткань. Но всегда следует помнить, что поверхность игрушки может быть и пушистой, если этого требует замысел мастера.

Во-вторых, качественный войлок практически не сжимается между пальцами, нет эффекта «губки». Конечно, войлок имеет свою степень сжатия, но чем меньше, тем лучше.

В-третьих, войлочное изделие, предназначенное для носки должно быть прочным. То есть, из верхнего слоя нельзя выдернуть отдельные шерстинки и тем более это полотно разорвать. Но это правило не касается, например, картин из шерсти, где волокна выкладываются и прижимаются стеклом.

Соблюдение всех этих правил важны, но всё же основное при создании валяных изделий – практика. Выдумывайте, творите, учитесь чувствовать войлок и Ваши изделия будут всё лучше и качественнее с каждым разом!

Comments are closed